17 неизвестных мгновений весны

 
 

11 августа 1973 года в СССР начался показ фильма «Семнадцать мгновений весны». 12-серийный советский фильм, режиссером которого стала Татьяна Лиознова, был снят по одноименному роману Юлиана Семенова. Уже во время премьерного показа военная драма завоевала огромную популярность в Советском Союзе. А спустя три года после выхода первой серии фильм был удостоен Государственной премии РСФСР.

17sms00Один из самых любимых шпионских сериалов страны был разобран на цитаты, а великолепная музыка Микаэла Таривердиева во вступительных титрах до сих пор пробирает до самого сердца и души.

Представляем вам 17 фактов о культовом фильме, о которых старались особо не распространяться.

Штирлиц был гестаповцем-повесой

Вячеслав Тихонов, Вильгельм Леман

У Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который был завербован советской разведкой. Правда, на сотрудничество он пошел не по идейным, а по меркантильным соображениям. И ничего общего с образом, придуманным Юлианом Семеновым, не имел. Как внешне (у Вячеслава Тихонова явно не арийский тип лица), так и по содержанию. В фильме герой Тихонова ведет скромный, почти затворнический образ жизни. Леман же был полной противоположностью — играл на скачках, залезал в долги и менял молодых любовниц как перчатки.

Не похож на реального Мюллера и Броневой. На самом деле шеф гестапо был значительно моложе своего киноперсонажа — в 1945 году ему было 45 лет. А вот потомки Шеленберга, которого сыграл Олег Табаков, с удовольствием пересматривают «17 мгновений», потому что актер оказался очень похож на него. Они даже письмо Олегу Павловичу написали, мол, когда хотим взглянуть на «дядю Вальтера», смотрим фильм.

Леонид Куравлев оказался неубедительным Гитлером

На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, прославившегося как Остап Бендер в «12 стульях», отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Но, поговаривают, Арчил накануне съемок расстался с режиссером Татьяной Лиозновой. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!»

 
 

Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Как нам рассказал Куравлев, он был не прочь сыграть фюрера: «Но неудача! Что ж, даже гениальные артисты терпят неудачи. Лиознова всегда имела собственное мнение». Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.

Светличная хотела оправдать любвеобильность Исаева

Светлана Светличная (Габи Набель) призналась нам, что хотела сыграть сразу две роли: «Я сказала Лиозновой, что было бы неплохо, если одна актриса сыграет и Габи, и жену Штирлица. Чтобы это был один стиль женщины. Это тогда оправдывало бы, почему полковник Исаев вдали от Родины увлекся Габи. Идея Лиозновой понравилась, но я ее поздно озвучила — на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею — получилось бы очень интересно. Не скажу, что расстроилась. Но со стороны режиссера было бы нетактичным отказывать актрисе, которую уже утвердили.

Светлана Светличная, Вячеслав Тихонов

Моя героиня по сценарию была влюблена в Штирлица. Тихонову тогда симпатизировали все женщины СССР. Если бы мне в пару дали старого никчемного актера — пришлось бы фантазировать. Но в данном случае не фантазировал ни Вячеслав Васильевич, ни я. У нас были приятные взаимоотношения, и уверена: он чувствовал то же самое. Поэтому у нас так идеально получилась сцена, где мы танцуем в его доме. Она уникальна! Там нет объяснений, поцелуев, а лишь неимоверная тяга друг к другу. Там все сказано глазами: Габи обожает Штирлица, а он, увы, как разведчик не мог иметь в Германии любимую женщину. Даже легендарный Сергей Герасимов сказал: «Эту сцену нужно показывать студентам ВГИКа»».

Тихонов наколол себе «Славу» и скрывал

Ходит легенда, что у Вячеслава Тихонова на кисти левой руки была наколка «Слава», сделанная еще в молодости. Естественно, у Штирлица такой быть не могло. И когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого. Этот факт подтвердила нам «жена Штирлица» — актриса Театра им. Вахтангова Элеонора Шашкова: «Да, в юности Тихонов сделал такую наколку. Это была ошибка молодости, поэтому даже князя Болконского он играл в перчатках. Но Слава наколол себе «славу» на всю жизнь — напророчил. А Лиознова обожала Тихонова и не хотела даже малейшей черноты в его биографии, поэтому про наколку все молчали».

Броневой-Мюллер дергался из-за костюма

Леонид Броневой

Многим зрителям запомнился Леонид Броневой в роли Мюллера, в том числе нервными подергиваниями головой в напряженные моменты. Но эта жестикуляция возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и воротник постоянно врезался ему в шею! Увидев такой жест, режиссер предложила его оставить, решив, что такой нервный тик лишь добавит колорита фигуре Мюллера.

Еле хватило денег на последнюю серию

«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Но современные кинопродюсеры сказали нам, что если бы сейчас снималась картина с таким же размахом, то стоимость каждой серии обходилась бы в 100 тыс. долларов минимум.

 

 

Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах. Шутка ли, только для Тихонова были пошиты 100 рубашек! Что уже говорить о построенных на студии им. Горького декорациях — коридорах рейхсканцелярии, кабинете Мюллера, квартире Штирлица и многом другом. Прибавьте к этому съемки на натуре — картина снималась в Германии, Прибалтике и Грузии. Правда, то, что Цветочная улица Берна находится на самом деле в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходит на Кавказе, позволило сэкономить бюджет.

Тихонов попросил «глаза»

Один из самых романтических эпизодов картины — встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.

«Жена Исаева» Элеонора Шашкова рассказала нам, как это было: «На съемочную площадку меня привел один из ассистентов по актерам, с которым мы работали на съемках «Двух жизней». Именно в том фильме я впервые увидела Вячеслава Васильевича, игравшего там одну из главных ролей. Он произвел на меня, тогда еще студентку второго курса театрального вуза, снимавшуюся в массовке, сильнейшее впечатление! Хотя я красивых мужчин не воспринимаю. Для роли жены Исаева я была моложе возраста своей героини, и меня взрослили. Я не удивляюсь, что именно сцена короткого свидания Штирлица с женой стала самой яркой в фильме. Вспомните кадр, когда он поднял глаза. Они были наполнены душой, а в моих глазах читалось: «Я страдаю в разлуке, сильно люблю тебя и очень переживаю, как ты тут живешь без меня?» В последнем крупном плане глаза моей героини говорили: «Может, я вижу тебя последний раз в жизни…»

Элеонора Шашкова

А на самом деле мы снимались с Тихоновым по отдельности. То, что вы видели в кадре, — монтаж. Раньше же снимали всего одной камерой и на пленку, по две сцены в день. Все было отрепетировано, обдуманно. Это сейчас сплошной конвейер! В тот день Вячеслав Васильевич пришел на съемочную площадку совершенно неожиданно. Это был его первый выходной за полгода работы, но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании… И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло! А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: «Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу». И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза».

Поехали в Германию со своим «Мерседесом»

Говорят же, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Однако в Берлин съемочная группа поехала со своим «Мерседесом» для Штирлица. В первый же день съемок машина заглохла, и завести ее уже было невозможно. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, который разыскал своего приятеля Гюнтера Клибенштайна, коллекционировавшего ретроавто. Из его коллекции и был взят напрокат автомобиль для Штирлица.

 

 

Однако модель «Мерседес-седан», доставшаяся «штандартен-фюреру», на самом деле слишком рядовая для такого звания. Хотя в романе Семенова еще более существенный ляп — Штирлиц разъезжает на машине марки «Хорьх» ВКР-821. На самом деле на такой машине в те времена ездили члены правительства, а трехбуквенных номеров не было.

Во время пыток дети улыбались

В эпизоде, где грудного ребенка радистки Кэт распеленывают у открытого окна (на улице холодно, и немцы надеются, что сердце матери дрогнет и она сдаст Штирлица), малыш должен плакать, потому что мерзнет.

 

 

На самом же деле детям (в сцене пыток одного малыша играли сразу 18 детей, поскольку съемки проходили долго, а младенцу в присутствии матери разрешено было находиться на съемках не более двух часов) было тепло, поэтому они улыбались и посапывали. Записать детский плач не удалось, поэтому звукоинженеру пришлось ехать в детскую больницу, чтобы там записать крик.

Ляпы: пистолет Макарова и советские вагоны

В эпизоде, где Штирлиц убивает провокатора Клауса (его сыграл Лев Дуров), в руках у нашего разведчика почему-то пистолет Макарова, которого на вооружении германской армии быть не могло по определению. Да и нахваливать песню «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф, которая появилась лишь в 1958 году, — явный прыжок в будущее.

 

 

А вот в эпизоде, где Кэт прощается со Штирлицем на вокзале, на вагоне было по-русски написано: «56 тонн». А в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом.

В Германии Тихонова чуть не побили

Прогулка от гостиницы до съемочной площадки чуть было не стоила Тихонову обвинения в пропаганде фашизма. Дело в том, что на улицу он вышел в форме штандартен-фюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его нацистом и устроили разборки. К счастью, заваруху услышали киношники и отбили артиста.

Лиознова лишила композитора звания

Лиознова хотела, чтобы в титрах она была как режиссер и как соавтор сценария, поскольку придумала некоторые сцены, но Семенов был против. Разгорелся скандал, и композитора «Мгновений» Микаэла Таривердиева призвали в качестве судьи. Он решил, что Лиознова неправа. И не получил Госпремию РСФСР (а значит, звание и крупную сумму), которая в 1976-м досталась за фильм Лиозновой, Семенову, Тихонову и оператору Петру Катаеву. Его из списка получающих вычеркнули.

Из-за Кобзона ставили кордоны с доносчиками

Микаэл Таривердиев отказывался быть композитором картины, мол, не пишет для фильмов, в которых снимают Сталина. В итоге создал 18 мелодий, но вошли только две. И сразу пошли разговоры, что его «Не думай о секундах свысока» похожа на «Историю любви» Леграна. Был скандал и с исполнителями. Прослушали Лещенко, Ободзинского, Магомаева, но остановились на Кобзоне. Хотя Таривердиев был против: они поссорились. И когда Кобзон записывался, режиссеру приходилось расставлять кордоны, которые извещали о приближении композитора!

Кэт родила в клинике, которая обследовала Тимошенко

В сцене, где Штирлиц и радистка Кэт с новорожденным на руках выходят из роддома, задействована настоящая университетская клиника Charite в Берлине. С тех пор много времени прошло: высокого дерева перед зданием уже нет, дорожки переделаны и светильники на столбах другие.

Клиника в фильме «17 мгновений весны»

Клиника «Шарите» основана в 1710 году, относится к старейшим медицинским учреждениям Германии и является одной из старейших университетских клиник Европы. Сегодня об этом учреждении наслышан почти каждый украинец в связи с экс-премьером Юлией Тимошенко, которую обследовали врачи из этой клиники. Кстати, в роли новорожденного ребенка радистки Кэт снялась Мария Миронова (дочь актеров Екатерины Градовой и Андрея Миронова). Но кроме нее в фильме в этой роли были задействованы еще пять других младенцев.

Клиника сейчас

Из-за языка Дуров снимался в лесу

Сцену, в которой Штирлиц убивает Клауса (Лев Дуров), должны были снимать под Берлином. Но, как нам рассказывал Лев Константинович, с поездкой в Германию не сложилось, поскольку его не выпустили из Советского Союза, и все из-за чувства юмора артиста: «Перед выездом за границу я, как и все выезжающие, должен был пройти собеседование в выездной комиссии. Меня попросили описать флаг Советского Союза. Я вдруг выдал, мол, ну как-как, черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «Веселый Роджер». Завернули меня и снимали в лесу под Москвой».

Лев Дуров

Гафт получил роль американца вслепую

Валентин Гафт (сыграл американца Геверница, участвовавшего в переговорах о капитуляции Германии) рассказал нам: «Я должен был уезжать в отпуск, но мне нужны были деньги. И тут меня пригласил Олег Табаков. Я ехал на съемки и не знал, какого именно персонажа придется играть. Там познакомился с Лиозновой. Она даже к малейшему эпизоду относилась крайне серьезно. Мой мы обсуждали целый день. Не сравнить с сегодняшним процессом съемок!»

Лановой не хотел быть врагом

Василий Лановой, который на тот момент полюбился зрителю в фильме «Офицеры», признался нам, что Лиознова еле уговорила его стать обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом: «Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме. Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: «Он не враг, он ваш противник — мощный и умный».

Василий Лановой

Ее слова мне очень понравились, так как я считал, что играть врагов Родины — мартышкин труд. Но я крайне огорчен, что фильм сделали цветным. Это ужасно! Ведь это документальная картина. Голову оторвал бы за такое!» А самой удачной Василий Семенович назвал сцену, когда его Вольф прилетает на самолете и его арестовывают: «В ней актер Лановой был наиболее точен, как мне кажется».

Источник ➝

Краткий словарь ругательств “великого и могучего”

Ругательства, придающие такую приятную живость нашей речи, тоже имеют свою историю. Хочешь знать, как именно ты назвал про себя выступавшего вчера по телевизору политика? Читай этот краткий словарь проклятий. После прочтения этого материала многие неприличные словечки могут показаться еще более неприличными…

Басурманин

 

Это устаревшее ругательство в последнее время получило новую сомнительную жизнь на националистических форумах и стало обозначать вообще чуждых как бы русской крови и как бы русскому духу граждан, не говоря уж о негражданах.

И двести лет назад оно использовалось примерно так же, потому что это просто искаженное неумелым произношением слово «мусульманин».

Правильное употребление: Представитель Союза басурман России еще раз подчеркнул в своем выступлении, что басурманство - религия мира».

Безобразник

Человек, не чтивший священных образов, не творивший перед ними положенных поклонов и крестных знамений, не державший икон дома, считался личностью ненадежной задолго до патриарха Кирилла с компанией. «Какое безобразие!» - мрачно качали головами честные верующие, глядя в пустой красный угол.

А так как до 1903 года за безобразие и вообще любое отпадение от церкви и отказ от церковных обрядов православному в Российской империи полагался церковный суд «вплоть до каторги», то безобразничать народ побаивался.

 

Правильное употребление:Академик Гинзбург был большой безобразник.Гад

Одно из древнейших праславянских слов. Гадами именовали живность, которая «не была ни птицей, ни рыбой, ни зверем, ни скотиной, ни насекомым». Змея, скажем, гад безусловный. Лягушка, в общем, тоже. Ящерица - несомненно. Осьминоги всякие и каракатицы - это, стало быть, гады морские. А человек, похожий на всех перечисленных животных одновременно, понятное дело, существо неприятное.

31987-ODEyNTg2OGY5OA

 

Правильное употребление: Блюдо дня - морские гады на гриле.

Бесшабашный

Пришло в русский язык прямиком из еврейских местечек. Бесшабашными, то есть не соблюдавшими шабат, субботу, правоверные иудеи с неодобрением называли молодежь, стремившуюся вести обычную светскую жизнь, не слишком церемонясь с древними заповедями.

 

 

Правильное употребление:Ортодоксальные иудеи Израиля возмущены бесшабашностью местных властей, разрешающих таксистам работать по субботам.

Идиот

Именно так именовали в древних демократических Афинах людей, которые отказывались от какого-либо участия в гражданском процессе, предпочитая вести тихую частную жизнь вдали от политики. Почему прозвище этих почтенных людей превратилось в ругательство, означающее крайнюю степень умственной скорбности?

Потому что гордо не интересоваться политикой, которая каждую минуту может поставить твою жизнь с пяток на загривок, - это, безусловно, идиотизм чистой воды.

 

 

Правильное употребление:Я идиот, поэтому не хожу на выборы принципиально.Мерзавец

Как жители северных стран, праславяне, да и многие европейцы вообще, держали тепло за нечто непременно хорошее, а холод - за что-то безусловно плохое. Поэтому мы говорим друг другу теплые слова и дарим горячие объятия, а холод во взгляде - явный знак неприязни к собеседнику.

Выражение «постылый» обозначает неприятную нам личность, а если взять слова «мразь» или «мерзавец», то это уже будет то, что вызывает у окружающих страшное отвращение, так как оба эти слова происходят от «мороза», то есть крайней формы холода.

 

Правильное употребление:Жидкий азот -это эффективная мразь.Негодяй

Как указывал знаменитый советский лингвист Сергей Наровчатов, слово «негодяй» стало употребимым в современном значении примерно двести пятьдесят лет назад. Так называли молодых парней и мужиков, которые не подлежали призыву в армию, а посему не участвовали в рекрутских жребиях и не могли быть отданы в войска «помимо конкурса», - людей с различными физическими дефектами, а также единственных сыновей в семье.

31988-ODFjMzliYWQ0MA

И если среди крепостных крестьян особых проблем с «негодяями» не было, так как бариновы управляющие всегда могли отправить слишком разгулявшегося хлопца на конюшню, то среди крестьян государственных негодяи славились буйным поведением, ибо, в отличие от «годяев», им ничто не грозило: община не могла повлиять на них угрозой сослать в солдатчину вне жребия, а полиции в селах тогда еще практически не водилось.

 

 

Правильное употребление:Призывная комиссия признала меня негодяем.

Оболтус

О латинизированная форма глагола «болтаться». Будущие священнослужители и пастыри душ, изнывавшие за изучением кое-какой латыни в бурсах, имели привычку привязывать латинские окончания к привычным словам и общаться друг с другом на этом жаргоне.

 

Правильное употребление:Я по улицам оболтус, обжиратус, упиватус и к девицам приставатус.Обормот

Это гость из немецкого языка. Произошел он от слова Ubermut, обозначавшего шалуна, кривляку, хулигана. Принесли его нам немецкие бонны, исправно дефинировавшие так своих русских воспитанников.

Правильное употребление:Ваш малыш - милый обормот!Озорник

«Озорничать» и «разорять» - слова, между прочим, однокоренные. Озорниками у нас традиционно именовали грабителей, особливо тех, кто озорничал с кистенем на больших дорогах. Постепенно слово выместилось «разбойником» и превратилось в беззлобнейшее из ругательств.

Правильное употребление:Банду озорников удалось обезвредить после перестрелки.

Охламон

«Охламон» появился на свет в самом начале 20-х годов XX века и использовался представителями возмущенной интеллигенции для презрительного описания новых хозяев жизни. Этот термин был состряпан из греческого слова «охлос» - «чернь» (и первые сорок лет своего существования он писался правильно - «охломон»,но потом даже в словари попало написание «охламон»).

31989-ZTRlN2IyOTI3NA

Это было очень удобно и коварно: ругаешь какого-нибудь красноармейца в глаза «товарищем охломоном», а он только глазами моргает да под буденовкой чешет, ничего не понимаючи. Постепенно словцо распространилось в народе и стало обозначать неопрятного, неуклюжего и просто туповатого человека.

Правильное употребление:Мне начала надоедать эта охламонократия!Остолоп

Согласно фасмеровскому словарю, остолоп или остолоб -это человек, ведущий себя как столб, то есть тупо стоящий и ровно ничего не понимающий.

Правильное употребление:В защите нашей команды, к сожалению, играли сплошные остолопы.

Пакостник

Славянский корень pakost обозначал много чего - беду, несчастье, превратность судьбы и зло в самом широком смысле слова. А «пакостник», соответственно, изначально был страшным злодеем, но потом малость измельчал.

Правильное употребление: Гитлер был исключительным пакостником.

Паршивец

Раньше паршой называли не только болезнь, вызываемую грибком Trichophyton schoenleinii, но и вообще почти все кожные заболевания - как у людей, так и у животных. И «паршивцами», то есть испорченными, неприятными и заразными персонами, наши предки дразнили друг друга регулярно.

Правильное употребление:Паршивцы, записанные к дерматологу, должны иметь направление из районной поликлиники.Поганец

Латинское слово pagan изначально обозначало просто сельского жителя глухой провинции, но с развитием христианства этим словом стали называть язычников - многобожников и вообще нехристей всякого рода.

31986-ZGE4MjU3NzY3NA

Термин вошел во многие языки, в том числе и наш (в былинах, например, есть такой популярный персонаж, как Идолище Поганое, с коим русские витязи ведут героические сражения с переменным успехом).

Поганая еда, поганое место, поганая девка - все это некогда были вполне конкретные термины, означавшие запретные для христиан радости жизни. Потом слово стало приобрело значения «плохой», «опасный», «непригодный».

 

Правильное употребление:95% населения Бали являются поганцами.Подлец

Если аристократов - панов и бояр - у славян родовые привилегии освобождали от любых налогов, то «подлый народ» -это был народ, подлежавший налогообложению, а «подлец» - человек, обязанный платить дань, подданный. Постепенно слово стало означать «низкий», «грубый». Так что все мы подлецы, кроме тех, кто умеет успешно скрываться от налоговой.

Правильное употребление:Как гражданин и как подлец, я не могу равнодушно смотреть на неэффективное использование бюджетных средств.Проказник

Люди вообще любят обзывать друг друга всевозможными болезнями. У поляков, например, любимое ругательство - «Холера ясна!». Наши предки поругивали друг друга то «лишаем», то «чирьем», а «чума» и всевозможные производные от нее являются ругательствами почти во всех языках мира. И, естественно, проказа как страшнейшая и таинственнейшая болезнь древнего мира не осталась в стороне.

«Сотворить проказу» некогда означало «совершить нечто поистине отвратительное и ужасное», а в определении «проказник» не было ничего умилительного и добродушного, потому что оно в том числе относилось и к самому настоящему прокаженному.

Житель XVI века ничего бы не понял в салонных стихах поэтов века девятнадцатого, любивших воспеть в игривых строчках «очаровательных проказниц», - он все ждал бы, когда у этих проказниц поотваливаются носы и пальцы.

Правильное употребление:Мать Тереза, как известно, принимала активное участие в помощи колониям проказников Калькутты.Сволочь

Сволочью раньше именовали то, что сволакивалось, соответственно, на свалку. То есть обычный мусор.

 

Правильное употребление: За сволочизм в неположенном месте - штраф 5 тысяч рублей.

Прохвост

Ни про какой хвост тут речи не идет. Это искаженное произношение немецкого слова «профос», а профосами со времен Петра Первого именовались военные лица, занимавшиеся работой с проштрафившимися солдатами, то есть те, кто сажал на гауптвахту, заковывал в кандалы и подвергал солдат телесным наказаниям.

Особую ненависть «прохвосты» вызывали в военных поселениях, так что их профессия вскоре стала синонимом слов «подлец» и «мерзавец».

Правильное употребление:Давно пора снабдить наши дисбаты прохвостами в нужном количестве.Стерва

Дамы, выступающие в телепрограммах с названиями типа «Хочу стать стервой!», наверное, редко открывают этимологический словарь. А зря. В противном случае они бы узнали, что славянское слово «стерва» означает труп животного, падаль, разложившуюся плоть. В современном языке это значение осталось в слове «стервятник», то есть трупоед.

Правильное употребление:При обнаружении стервы в населенном пункте немедленно вызывайте представителя сан-эпиднадзора!Супостат

А это зловещее словечко означало всего лишь «стоящий против», то есть «противник», и изначально имело столь же нейтральный оттенок. Впрочем, «противник», как мы знаем, тоже разжился ругательным прилагательным «противный».

Правильное употребление:Китайский чемпион по пинг-понгу сумел обыграть супостата из Южной Кореи.Хмырь

Тут все просто: это существительное - близкий родственник слову «хмуриться». То есть «хмырь» - всего-навсего существо, пребывающее в мрачном расположении духа. У нас в редакции, например, их полным-полно.

 

Правильное употребление: Я хмырь, но я посещаю психолога и пью антихмырисанты.

Ублюдок

Незаконнорожденный, как известно, появляется на свет в процессе блуда - так что как его еще нужно было называть? В конечном счете изначальный смысл термина, как водится, затуманился, и «ублюдками» без всякой задней мысли могли даже ругать своих наизаконнейших детишек их несдержанные на язык матушки.

 

Правильное употребление:Арнольд Шварценеггер признался, что у него есть ублюдок от его экономки.

Хам

Библейский персонаж Хам, невоспитанный сын Ноя, однажды застал отца пьяным и голым в шатре, после чего весело сообщил братьям: «А папан у нас того-с, нализамшись до такой степени, что портки потеряли-с». Братья Сим и Иафет были скучными ханжами. Они зашли в шатер к папе, пятясь задом, жмурясь и отворачиваясь, и как могли прикрыли родителя вслепую.

Когда Ной протрезвел, он проклял Хама, пообещав, что все его потомство будет вечными слугами потомков Сима и Иафета. Этот миф еще долго служил оправданием всевозможных форм рабовладения у христиан: например, плантаторы американского Юга свято верили в то, что их чернокожие невольники как раз и есть потомки Хама, который был специально выкрашен Господом за хамское свое поведение в черный цвет.

Правильное употребление: Дорогая, давай назовем сына Хамом - это древнее библейское имя!

Шваль

Швальные команды в обозах занимались тем, что подбирали павших лошадей и проводили с ними кое-какие живодерные работы. Назывались они так потому, что «шваль» по-французски означает именно «лошадь», но в русском слово закрепилось в значении только такой лошади, которая лежит в канаве, задрав к небу все четыре копыта.

Правильное употребление: Шваль лежала поперек дороги и мешала проезду транспорта.

 

Шантрапа

Когда набирали детей в труппы крепостных театров, то те из них, на чьих ушах при рождении медведи исполнили цыганочку с выходом, получали ярлык «пе shantre pas», что означает «петь неспособные». После этого их распределяли в девичью, на конюшню, на скотный двор либо же отпускали с миром к родителям - приучаться к сельскому труду. Но, видимо, смутное чувство обиды заставляло их запомнить, что быть шантрапой как-то несолидно.

Правильное употребление: Караоке - любимое развлечение шантрапы.

Тварь

Вообще-то с тем же успехом можно было бы именовать неприятную нам особу «креатурой» или «созданием», ибо все эти слова значат одно и то же: «кем-то сотворенное существо». С точки зрения христианина, все мы твари божьи -и люди, и кролики, и вирусы гепатита.

Но в религиозных текстах так часто встречаются сочетания «тварь живая» и «тварь земная» при обозначении именно всякой живности, что слово «тварь» в обиходе стало обозначать непосредственно животное, скотину.

Правильное употребление: Девушка, вы такая очаровательная тварь!

Шаромыжник

«Мон шер ами!» («Дорогой друг мой!») - так обращались к смоленским крестьянам бредшие по заснеженной дороге французы, которые промышляли мелкими кражами и крупным попрошайничеством. «Мон шер ами, как у вас насчет ля курочка и лё каравай в обмен, скажем, на эту дивную кисточку для украшения панталон?».

Правильное употребление: Приходили шаромыжники, собирали по подписке деньги на помощь хромым голубям и душевно нестабильным зябликам.

Интересные и редкие ретро-фотографии



Итальянская актриса Барбара Буше. 1970-е




Пастухи из Гаскони использовали ходули, которые помогали им ходить по болотистой местности, ок.1895, Франция



Барбара Бах в Журнале "Плейбой". Июнь 1977

Американская актриса и модель. Исполнила роль девушки Джеймса Бонда в фильме «Шпион, который меня любил». Жена Ринго Старра, барабанщика группы The Beatles.



Счастливый мальчик, 1993 год



Девушка в маске для разогрева кожи лица, 1940 год, США

Такие маски использовались при косметических процедурах в те времена.



Уборка на станции метрополитена Ботанический сад (сейчас Проспект Мира), 1950–е годы, Москва





Освещение Московского Кремля на празднование 800-ти летия Москвы.
1947




Лошадиный дантист с пациентом, 1983 год, США





Стамбульский таксист. Турция, 1980-е



Диана Росс в начале 1970-х





Скафандр в павильоне США на Монреальской выставке 1967 года



Мать Умы Турман, фотомодель Vogue, баронесса "Нена" фон Шелантюгге в 1963 году





Затопленный храм Исиды в Филе, Египет. 1903.



Шахтеры добывают золото из Серра Пелада «Голая гора», крупнейшего в мире золотого рудника. Бразилия, 1986 год.



Школьники на занятиях по начальной военной подготовки. Село Часовенское Волховского района Ленинградской области. 1944 г.



Тяжелый крейсер Солт Лейк Сити в предсмертной агонии, 25 мая 1948г.

После двух ядерных взрывов у Бикини в 1946г Солт Лейк Сити было решено использовать в качестве мишени.
25 мая на протяжении пяти часов его утюжили своей артиллерией эсминцы и крейсера, а также палубная авиация. Дело решили две торпеды с ПЛ, и заслуженный ветеран ВМВ ушел под воду.



Джейн Сеймур. 1970-е



Зрители на московском ипподроме, 1970-е



Одри Хепберн и её олененок Пиппин, 1959



Молодежь на роликовых коньках в парке Горького, Москва, 1990 г.



Ума Турман, 1990-е



Виктор Цой на фоне портрета, созданного Тимуром Новиковым.




Вид на ГУМ со стен Московского Кремля. 1959



Моника Беллуччи

Картина дня

))}
Loading...
наверх